Вадим Ляшенко (boristen70) wrote,
Вадим Ляшенко
boristen70

Categories:

Священные рощи, озера и источники

         Особое хозяйственное значение деревьев в древности явилось предпосылкой для их почитания. Запрещалось главным образом срубать большие деревья. Вынужденная рубка деревьев для дома, с точки зрения тотемической идеологии, могла повлечь за собой смерть жильцов. Рост дерева и быстрое развитие его весной, увядание осенью и зимой – эти признаки давали основание считать дерево живым существом, ощущающим боль при рубке. Со временем священными стали считать целые рощи. Здесь судили и рядили, выспрашивая у Небес совета. Осенью слушали духов, шепотом падающих листьев предсказывающих будущее. Почитали особенно деревья древние и дупловатые, обвязывая их ветви убрусами или платами (Н. Карамзин). Даже инородцы-завоеватели избегали вступать в бой со славянами в их священных лесах.
        Профессор Е. Аничков считал, что на месте, где ныне находится Печерская Лавра, много лет назад шумела листвой священная роща – обиталище языческих богов. Священной была также Шулявская (Кадетская) роща на берегу Лыбеди, вырубленная во время гражданской войны. До 1919 года она была любимым местом отдыха киевлян. Сейчас от этой рощи остался лишь один 400-летний дуб.
    Когда-то река Волховка протекала посреди священной дубовой рощи, находившейся предположительно между устьем Десны и местом, где позднее образовался монастыря Николы Пустынного. Неподалеку от оболонских пастбищ в дохристианские времена также существовали священные рощи.
        При князе Владимире Мономахе в конце XI века под Киевом было несколько охраняемых урочищ, где охотились только князья – Зверинец, урочище Соколий Рог. Заповедными объектами являлись и бортнические угодья. Наказания за посягательство на «заповедные деревья» были очень строги: «За дуб, буде хоть одно дерево срубит, также и за многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь».
        Рядом с культовыми сооружениями ранних славян всегда находился источник или пруд (озеро) – непременный атрибут древнего культа. Располагались эти комплексы, как правило, в глухих местах.
        Озера левого берега очень древние и имеют ярко выраженный реликтовый характер. Неподалеку от Красного Хутора, что расположен между Харьковским шоссе, ул. Кронштадтской, Ялынковой и лесом, находится озеро Вырлица. Возле него в дохристианские времена практиковались священные ритуалы, среди которых были и жертвоприношения. Глубина Вырлицы в некоторых местах достигает 28 м. По древним представлениям, подобные глубоководные места являются воротами, связующими наш мир с Вырием (Ирием) – Миром Мертвых.
        В те времена, объединенные весенние праздники Красные горки отмечались в начале мая. Празднование пробуждения природы, девичьи свята – все это отголоски древних матриархальных культов. В эти дни у озера Радуница (ул. Оноре де Бальзака и Лисковская) совершались обряды встречи Весны и восхода Солнца. Озеро довольно большое, по данным 1985 года, оно имеет длину 3 км, ширину – 600 м. Также среди песков левого берега находилось несколько священных озер, в которых язычники проводили свои омовения.        В христианское время священными считались источники, происшедшие от удара молнии (огненных стрел Ильи-пророка или из-под копыт богатырского коня Ильи Муромца). Их называли «громовыми» (гремячими) ключами. Подле таких источников всегда строили часовенку с образом Богоматери.

Часто у священного источника устанавливали крест

       По легенде, на месте нынешнего фонтана «Самсон» когда-то бил священный родник. Считалось, что от этого источника зависит судьба Киева: пока он существует, до тех пор будет стоять город. Версия историков менее романтична. Они утверждают, что на месте «Самсона» располагался резервуар, в котором скапливалась вода из родников двух гор – Замковой и Андреевской.
        По преданию, в голубом озере на Виноградаре и по сей день живет берегиня.  Исследуя фольклор, можно узнать, что берегини обитают по берегам рек и в озерах, являясь одновременно «феями-русалками» и «ангелами-хранителями». Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов. Берегини «берегут» людей от упырей и злых духов. Иногда показывают дорогу заблудившемся. Так в одном бору женщине явился дух и указал путь к источнику: «Женщина, вся в черном. Говорит: – Что Вы тут ходите? – Вот, я хотела часовенку найти. – Следуй за мной… Подвела, я наклонилась, быстро оглянулась – а ей уже  и нет…».
       

Использованная литература:

Д. Зеленин. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. – М., 2004.
В. Борейко. История заповедного дела в Украине. – К., 2001.
Д. Вовк, А. Стеклов. Некоторые киевские тайны. Левобережье – К., 2002.
М. Шарлемань. По Києву та його околицях. – К., 1921.
В. Коваленко. Дарницкий район и его исторические жилые местности // ж. «Нерухомість», 13.09.2003.
А. Кононенко, С. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. – К., 1993.
Материалы сайта Оболонської районної державної адміністрації, http://www.obolonrda.gov.ua.
Тайны столичных фонтанов. – http://kp.ua/daily/290808/52951/
Фонтан «Самсон» - священный источник на Подоле. – http://www.interesniy.kiev.ua/old/architecture/monuments/19

Tags: Киев, Київ, история, мистика, фольклор, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments